ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.Добруша»

Поиск по сайту

Меню сайта

Электронное обращение

Обращаем внимание, что 2 января 2023 года вступают в силу изменения Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», в связи с этим, подача электронных обращений будет возможна только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.

Заявители в системе учета и обработки обращений:

  • регистрируются посредством заполнения формы регистрации на интернет-сайте;
  • подают электронные обращения и получают ответы (уведомления) на них;
  • просматривают перечень поданных электронных обращений и статус их рассмотрения;
  • направляют оператору системы учета и обработки обращений информационные сообщения и запросы на консультацию по вопросам функционирования системы учета и обработки обращений.

Заявители (за исключением лиц, являющихся администраторами организаций или ответственными лицами) регистрируются в системе учета и обработки обращений путем внесения в форму регистрации на интернет-сайте следующих сведений о себе:

  • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства (места пребывания), абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, адрес электронной почты – для физического лица;
  • учетный номер плательщика, наименование, адрес места нахождения организации, а также фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес электронной почты и абонентский номер сотовой подвижной электросвязи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения – для юридического лица.

В ходе регистрации заявитель (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом):

  • подтверждает абонентский номер сотовой подвижной электросвязи путем внесения кода подтверждения, полученного в СМС-сообщении  на указанный номер;
  • подтверждает адрес электронной почты путем перехода по ссылке, полученной на указанный адрес;
  • прикрепляет принадлежащий ему сертификат открытого ключа или биометрический документ в случае его использования для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений.

По завершению регистрации заявителя (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) система учета и обработки обращений в автоматическом режиме формирует личный электронный кабинет заявителя.

Заявитель (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений заявители может использовать:

  • логин и пароль, сформированные им при регистрации в системе учета и обработки обращений;
  • логин и пароль, сформированные в процессе регистрации в национальной почтовой электронной системе;
  • принадлежащий ему сертификат открытого ключа или биометрический документ.

После прохождения заявителем (за исключением лица, являющегося администратором организации или ответственным лицом) процедур идентификации и аутентификации система учета и обработки обращений осуществляет его авторизацию путем предоставления возможности использования в личном электронном кабинете функциональных возможностей, доступных заявителю.

Подача электронных обращений допустима на белорусском и русском языках.
Дополнительные документы и (или) сведения
Обзор файлов
Размер ограничения для каждого файла 50.0 MB
 
 

Пресс-центр Министерства образования начинает новый проект по информированию граждан. В новой рубрике будут публиковаться ответы на самые часто задаваемые вопросы, которые приходят на портал www.edu.gov.by в рубрику «Электронное обращение». 

Можно ли остаться в детском саду ребенку, которому 1 сентября исполняется 6 лет?

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.  

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является. 

Кто может быть приглашен на роль Деда Мороза на утренник в детском саду и школе? Могут ли это быть родственники, друзья родителей или учителей? Какие требования предъявляются к кандидатам на роль Деда Мороза?

Отдел дошкольного образования рассмотрел письмо редакции «Аргументы и факты» от 13.12.2016 № 125 и в рамках своей компетенции сообщает следующее. 
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 № 1049, Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в сфере образования и сфере государственной молодежной политики, осуществляющим регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующим в этих сферах деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. 
Регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства находятся в сфере действия Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс). Статьей 2 Гражданского кодекса определено, что участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 
На основании абзаца третьего статьи 111 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. 
В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности. 
Статьей 91 Кодекса установлено, что при организации образовательного процесса необходимо выполнять требования по обеспечению качества образования, охране здоровья обучающихся, соблюдению санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, созданию безопасных условий с учетом соблюдения прав и законных интересов воспитанников (их законных представителей).Согласно пункту 61 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 № 150 (далее – Положение), руководитель учреждения дошкольного образования несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с законодательством. 
Пунктом 63 Положения определено, что управление учреждением дошкольного образования осуществляет руководитель. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и иными актами законодательство имеют право на: 
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; 
участие в управлении учреждением образования; 
защиту прав и законных интересов обучающихся; 
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся; 
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся. 
Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 
Согласно статье 35 Кодекса законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны: 
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; 
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; 
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. 
Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 
Таким образом, по вопросу приглашения стороннего лица (индивидуального предпринимателя) для проведения праздников в учреждении образования, исполнения ролей персонажей на детских праздниках родителям (законным представителям) воспитанников необходимо обратиться к руководителю учреждения дошкольного образования либо в местные исполнительные и распорядительные органы (отделы (управления) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования.

Общее среднее образование

 Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?

Согласно пункту 1 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы. В соответствии с пунктом 3 статьи 188 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования. 
Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено. 

Какие изменения внесены в порядок организации питания учащихся учреждений общего среднего образования?

 С 1 сентября 2014 г. в организацию питания учащихся, получающих общее среднее образование (I-XI классы), специальное образование на уровне общего среднего образования, изменения не вносятся. 

Питание учащихся, как и ранее, осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177. В указанном Положении определены категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что учащиеся должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Вместе с тем родители могут отказаться от горячего питания учащегося в школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, другое).

Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств законных представителей учащихся. Меню утверждается руководителем учреждения образования или субъекта хозяйствования.

По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую питание в данном учреждении образования.

Чем регулируется продолжительность учебного года и планируется ли вносить изменения в продолжительность летних каникул?

 В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносятся на последующий (предшествующий) рабочий день.

На протяжении учебного года для учащихся устанавливаются каникулы, общая продолжительность которых на протяжении учебного года должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.

В настоящее время вопрос об изменении продолжительности учебного года не рассматривается. 

Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?

 Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.

К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

Какой нормативный правовой документ запрещает использование учащимися тетрадей с рисунками на обложке?

Нормативного правового акта, регламентирующего использование учащимися учреждений общего среднего образования тетрадей одного типа или запрещающего использование тетрадей с рисунками на обложках, нет. Вместе с тем Министерство образования рекомендует предприятиям, осуществляющим выпуск тетрадей для учащихся, обращать внимание как на качество бумаги тетради, так и на оформление обложки, содержательное наполнение которой должно защищать учащихся от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Важно, чтобы обложка не отвлекала от главного – от учебы.

Какова характеристика десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся?

Приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 674 о нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам размещен на портале Министерства образования (edu.gov.by / система образования / управление общего среднего образования / концепции, стандарты, нормы оценки по учебным предметам/.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе:

1 — 2 балла – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения),

3 — 4 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти,

5 — 6 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения,

7 — 8 балла – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи,

9 — 10 балла – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению ипреобразованию объектов изучения.

Актуально ли в настоящее время безотметочное обучение?

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль.

При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном – в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Безотметочное обучение позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы. Безотметочное обучение в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь осуществляется в I-II классах по всем учебным предметам, а также в III-IV классах по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?

Такие решения принимают отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также  наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?

При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне. X классыс изучением всех учебных предметов на базовом уровне сохраняются для тех старшеклассников, которые не определились с профилем.

Будет ли осуществляться формирование профильных классов по определенным направлениям?

Обучение может быть организовано путем объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления или объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям.

Профильные классы (группы) учащихся будут формироваться на основе имеющейся информации об учебных предметах, востребованных учащимися и их законными представителями для изучения на повышенном уровне в конкретном учреждении общего среднего образования. 

Количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся, может быть различным (с учетом возможностей учреждения), допускается достаточно большой набор сочетания учебных предметов для их изучения на повышенном уровне.

 

Нужно ли сдавать вступительные экзамены по отдельным учебным предметам для обучения в профильном X классе?

Нет, экзамены для продолжения обучения в Xпрофильных классах сдавать не нужно. Зачисление в профильные классы будет осуществляться по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: необходимоиметь средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам.

А вот те учащиеся, которые получили общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства и без конкурсного набора, так как они в свое время были зачислены в V класс гимназии по конкурсу.

Обращаем внимание, что  прием в X класс лицея осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний.

Существуют ли особые требования к учителю, который будет работать в профильных классах?

Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. До начала 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?

В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов.

Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки.

Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья.

Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускаетсятолько с их согласия.

Освобождение от учебно-полевого сбора нормативными правовыми актами не предусмотрено. Программой проведения учебнополевого сбора предусмотрено изучение вооружения и военной техники, Уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, способов защиты от радиационного, химического и биологического оружия, вопросов военной топографии, а также обучение автономному выживанию в экстремальных условиях. К учащимся, имеющим отдельные заболевания, руководитель учебно-полевого сбора должен предусмотреть дифференцированный подход.

Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор.

Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.

Профессиональное образование

Должен ли выпускник возмещать затраченные на его подготовку средства в бюджет в случае поступления для продолжения образования более высокого уровня в дневной форме получения образования на платной основе в год получения профессионально-технического образования?

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускники, получившие профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, подлежат распределению и обязаны отработать срок обязательной работы по распределению. Для этих лиц срок обязательной работы по распределению составляет один год, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования.

Таким образом, выпускники, поступившие в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени на платной основе в дневной форме получения образования, обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании возмещать в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку, если они не относятся к категориям, которые согласно пункту 2 этой же статьи освобождаются от возмещения средств.

Как перераспределиться в другую организацию (по месту жительства супруга, ребенка, родителя-инвалида, при наличии проблем со здоровьем и по иным причинам)?

В соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании перераспределение выпускников осуществляют учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению.

Для осуществления своего права на перераспределение, установленного Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 85), гражданин обращается в учреждение образования, направившее его на работу.

Согласно пункту 16 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, действующего с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2012 г. № 673, при обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также предоставляются документы, подтверждающих право на перераспределение:

— документ, подтверждающий отказ нанимателя в приеме на работу выпускнику, который прибыл к месту работы согласно выданному учреждением образования свидетельству о направлении на работу;

— копия военного билета – для лиц, которым место работы было предоставлено путем распределения, призванных на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенных с нее;

— письма о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу – для лиц, в порядке перевода письменно приглашенных на работу к другому нанимателю в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией. При этом в письмах о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу лиц, получивших высшее или среднее специальное образование по профилю образования «Здравоохранение», должна содержаться информация о том, что решение указанных нанимателей согласовано с управлением здравоохранения облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (ведении) которых они находятся;

— копия справки об обучении – для лиц, отчисленных из учреждения образования, которые не отработали срок обязательной работы после получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования;

— выписка (копия) трудовой книжки – для лиц, с которыми трудовой договор расторгнут в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

— копия решения органа опеки и попечительства о закреплении жилого помещения либо местного исполнительного и распорядительного органа о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— копия удостоверения инвалида и справка о месте жительства и составе семьи – для инвалидов I или II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также для выпускников, которые имеют ребенка-инвалида или одного из родителей либо мужа (жену) инвалида I или II группы;

— копия свидетельства о рождении и справка о месте жительства и составе семьи родителя – для лиц, которые имеют одного из родителей инвалида I или II группы;

медицинская справка о состоянии здоровья – для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации;

— медицинская справка о состоянии здоровья и справка о месте жительства и составе семьи – для беременных женщин;

— копия свидетельства о рождении ребенка и справка о месте жительства и составе семьи – для лиц, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет;

— копия свидетельства о заключении брака и справка о месте работы, службы и занимаемой должности мужа (жены) – для лиц, которые имеют мужа (жену), избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, таможенных органов, прокурорских работников;

— копия свидетельства о заключении брака, справки о месте работы, службы и занимаемой должности и о месте жительства и составе семьи мужа (жены) – для лиц, имеющих мужа (жену), которые постоянно проживают и работают на территории Республики Беларусь;

— копии документов, подтверждающих принадлежность выпускников к числу детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Если место работы при осуществлении перераспределения не может быть предоставлено, гражданину выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (статьи 87, 88 Кодекса).

 

Необходимо ли отработать установленный срок обязательной работы после увольнения со службы в Вооруженных Силах?

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, и могут обратиться в учреждение образования, направившее выпускника на работу, за справкой о самостоятельном трудоустройстве.

Вместе с тем, указанные выпускники также имеют право продолжить работу по распределению у прежнего нанимателя или перераспределиться к другому нанимателю.

При этом в соответствии с частью четвертой пункта 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании в срок обязательной работы по распределению по желанию молодого специалиста засчитывается период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Согласно пункту 28 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу и призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию, письменно уведомляет об этом учреждение образования и нанимателя.

За два месяца до окончания срока службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях данный выпускник письменно уведомляет нанимателя о прибытии или неприбытии для трудоустройства по окончании срока службы.

Если выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, или молодой специалист, молодой рабочий (служащий), призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, по окончании службы не трудоустраивается по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, он обращается в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве.

Интересует вопрос получения лицензии на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с проведением тренингов в области психологии общения, развития навыков общения подростков. Подлежит ли данная деятельность лицензированию, и могу ли я ее осуществлять как индивидуальный предприниматель? Куда следует обратиться за разрешением? 

Такая деятельность лицензированию не подлежит. Лицензирование образовательной деятельности регулируется Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение № 450).

Образовательная деятельность, на осуществление которой выдает лицензии Министерство образования, включает работы и услуги, указанные в п. 27 приложения 1 к Положению № 450: подготовка кадров с профессионально-техническим образованием; подготовка кадров со средним специальным образованием; подготовка кадров с высшим образованием; переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием.

Таким образом, консультационные услуги, семинары, тренинги для саморазвития, образование в сфере информационных технологий в случае, если они не входят в содержание перечисленных выше работ и услуг, лицензированию не подлежат.

Разрешение на осуществление такой образовательной деятельности выдают местные органы исполнительной власти, куда Вам следует обратиться. Указанная деятельность осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования (ст. 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании, далее — Кодекс). Типовые формы договоров утверждены Правительством Республики Беларусь.

Однако обратите внимание на то, что индивидуальные предприниматели имеют право реализовывать только программы дошкольного образования, образовательные программы специального образования и (или) образовательные программы дополнительного образования взрослых, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 27 Кодекса).

В частности: образовательную программу обучающих курсов (лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), а также образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности (статья 246 Кодекса). Поэтому для реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи статус индивидуального предпринимателя является недостаточным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 229 Кодекса образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также может реализовываться в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениях специального образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. В приведенном перечне индивидуальные предприниматели отсутствуют.

Основным видом деятельности нашего ЧУП является оказание парикмахерских услуг населению. Можем ли мы осуществлять образовательную деятельность на платной основе для физических лиц по курсам: парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, визажист, массажист, косметик, т.е. открыть частную школу красоты? Какая должна быть программа обучения? Будем ли мы иметь право на присвоение разрядов по профессиям рабочих? Имеем ли мы право на проведение платных семинаров с выдачей свидетельства для физических лиц?

Как следует из вопроса, ЧУП планирует реализовывать такие образовательные программы дополнительного образования взрослых, как профессиональная подготовка рабочих (служащих), переподготовка рабочих (служащих) и образовательная программа обучающих курсов. Эти программы могут реализовываться в учреждении образования, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – иные организации), и индивидуальными предпринимателями, которым также предоставлено это право.

Если в учредительных документах вашего ЧУП предусмотрен вид экономической деятельности 80424 «Прочее образование для взрослых и прочее образование, не включенное в другие группировки», то ЧУП можно отнести к иным организациям. Т.е. вы имеете право на осуществление образовательных программ дополнительного образования взрослых, включая платные семинары.

Однако, следует обратить внимание на то, что к рабочим профессиям, указанным в вопросе, относятся парикмахер, мастер по маникюру, мастер по педикюру, визажист, косметик. А вот профессия массажист предполагает наличие среднего специального медицинского образования. Очевидно, что обучать по этой профессии ЧУП не сможет.

С особенностями реализации образовательных программ переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также образовательной программы обучающих курсов, можно ознакомиться в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954. Порядок разработки, согласования и утверждения этих программ определены статьей 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

По окончании обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих), выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии, утвержденное постановлением Минобразования от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении». А обучающимся, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и др.), выдается справка об обучении, образец которой утвержден этим же постановлением.

Т.к. вы планируете оказывать платные услуги в сфере образования, то с каждым обучающимся необходимо будет заключить договор, типовая форма которого утверждена постановлением Минобразования от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

К сведению, тексты всех упоминаемых нормативных правовых актов размещены в официальной базе «Эталон».

На нашем предприятии завершена реконструкция одного из цехов. Рабочие, которые и раньше трудились здесь, не справятся с обслуживанием нового оборудования без дополнительного обучения. Мы планируем организовать занятия прямо в цеху. Нужна ли лицензия Минобразования для обучения и переподготовки на предприятии своих работников?

Нет, не нужна. В соответствии с Положением № 450 обучение, переподготовка сотрудников для собственных нужд предприятия в случае, если такие виды деятельности не относятся к профессионально-техническому, среднему специальному образованию, переподготовке и повышению квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием, не подлежат лицензированию.

В последние годы заметно вырос спрос на различные виды дополнительного образования специалистов. Поэтому руководство нашей организации намеревается открыть своего рода школу повышения квалификации руководящих работников и специалистов для углубления их профессиональной компетентности. Обучаться здесь будут люди со средним специальным и высшим образованием. Материально-техническая и методическая базы в организации имеются. Для чтения лекций, проведения практических занятий и тренингов планируем привлекать преподавателей из колледжей и университетов.Нужно ли нам получать лицензию на эту деятельность? И если да, то каким образом?

Да, лицензия Минобразования в данном случае необходима, поскольку речь идет о переподготовке и повышении квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием. Порядок выдачи лицензии урегулирован Положением № 450. Соискатель либо его уполномоченный представитель для ее получения представляет в лицензирующий орган, которым является Департамент контроля качества образования Минобразования (далее — Департамент), документы в соответствии с п. 15 Положения № 450.

В заявлении о выдаче лицензии следует указать: 1) наименование и местонахождение юридического лица (или ИП), а также его обособленных подразделений, в т.ч. филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены Положением № 450;

2) лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, входящие в его состав, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;

3) наименование и адрес налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, его учетный номер плательщика (при его наличии);

4) иные сведения, предусмотренные Положением № 450 для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.

К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, документа о госрегистрации юрлица или ИП, документа об уплате госпошлины за выдачу лицензии, а также другие документы, предусмотренные Положением № 450 для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом.

Данные документы принимаются Департаментом по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате их приема.  Согласно п. 16 Положения № 450 соискатель лицензии либо его уполномоченный представитель одновременно с заявлением должны предъявить документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица, и документ, подтверждающий его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юрлица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор). А уполномоченный представитель соискателя лицензии — еще и доверенность.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается Департаментом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертиз.

Сейчас появилось много частных образовательных центров, организующих проведение обучающих курсов (маникюр, педикюр, наращивание ногтей и ресниц, игра на гитаре и т.п.). Деньги берут огромные, а качество обучения никакое. Найти на них управу невозможно. Куда смотрит Минобразования? Почему не лишает их лицензий?

 

Как правило, образовательные центры не являются учреждениями образования, а относятся к иным организациям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, оказывать услуги в сфере образования на платной основе, в т.ч. освоение образовательной программы обучающих курсов. Разрешение на осуществление образовательной деятельности им выдают местные органы исполнительной власти.

Указанная деятельность осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования (ст. 59 Кодекса об образовании). Любой договор, в т.ч. договор об обучении, представляет собой соглашение, по которому стороны имеют как права, так и обязанности. Заключив договор, стороны приходят к соглашению по всем существенным условиям, включая выдачу указанных в договоре документов об обучении.

В случае невыполнения одной из сторон принятых на себя обязательств может последовать ответственность, установленная в самом договоре, или же разрешение спора в судебной инстанции. Следует обратить внимание и на то, что согласно ст. 45 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» создание условий для реализации гражданами права на образование и осуществление контроля за обеспечением качества образования входят в компетенцию местных администраций, куда также следует обращаться для принятия в случае необходимости мер воздействия на организацию, которая получила право на образовательную деятельность.

Собираюсь выехать в Испанию и поработать там несколько лет по специальности, полученной 15 лет тому назад в белорусском университете. Говорят, что для этого надо подтвердить мой диплом и приложение к нему. Как и где это осуществить?

 

Поскольку Испания относится к числу государств — участников Гаагской конвенции, автору письма следует обратиться в Департамент контроля качества образования Минобразования.

С 1.01.1993 г. оформленные в установленном порядке официальные документы, исходящие из учреждений образования Республики Беларусь, в целях использования на территории государств-участников Гаагской конвенции удостоверяются Минобразования путем проставления апостиля. Апостиль — стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Он признается официальными органами всех государств — участников Гаагской конвенции.

Отметим, что апостиль проставляется только на оригиналах документов, выданных учреждениями образования — это документы об образовании и обучении и приложения к ним, архивные документы учреждений образования, другие документы, подписанные руководством учреждений образования и заверенные гербовой печатью этого учреждения.

Представить документы для проставления апостиля и получить их после оформления имеет право любое лицо, в т.ч. не являющееся владельцем документов. Пересылка документов по почте не допускается. За проставление апостиля взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины за каждый документ.

Документы, принятые для проставления апостиля, выдаются, как правило, на следующий рабочий день. В редких случаях возникает необходимость провести специальную проверку, запросить документы и (или) сведения от других госорганов, иных организаций (например, если есть сомнение в подлинности документа, или текст приложения к диплому не читается из-за потертостей, или от времени сильно поблекла и практически не просматривается гербовая печать на документе и т.п.). Тогда срок оформления документов составит 15 календарных дней.

Основанием для выдачи оформленных документов является предъявление документа об уплате госпошлины. А вот для использования документов, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, на территории государств, не присоединившихся к Гаагской конвенции, необходима консульская легализация. Ее осуществляет МИД Беларуси. 

В таком случае согласно постановлению МИД от 16.08.2010 № 16 «Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь», Минобразования Беларуси осуществляет предварительное засвидетельствование документов, подлежащих консульской легализации. Иначе говоря, сначала надо обратиться в Департамент контроля качества образования Минобразования, а затем в МИД.

Государственная пошлина за предварительное засвидетельствование документов не взимается. 

Как иностранному гражданину подтвердить диплом о высшем образовании, выданный в другом государстве, для трудоустройства в Беларуси?

 

Учреждением, уполномоченным в нашей стране на осуществление административной процедуры установления эквивалентности (соответствия) документов об образовании, выданных в иностранных государствах, документам об образовании РБ, и выдачу официальных документов о возможности либо невозможности их признания на территории Беларуси, является Республиканский институт высшей школы, находящийся в г. Минске по ул. Московской, д.15, куда и следует обращаться.

Получил диплом о переподготовке кадров на уровне высшего образования государственного образца по специальности «правоведение», квалификация — «юрист» (учился по направлению службы занятости). Является ли этот документ подтверждением получения второго высшего образования? На какие должности я могу претендовать в соответствии с нашим законодательством?

 

Диплом о переподготовке кадров с высшим образованием не свидетельствует о получении второго высшего образования. Вместе с тем, этот документ дает право на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью. Получение квалификации «юрист» в соответствии с Общегосударственным классификатором в Республике Беларусь (ОКРБ 011 – 2009) дает право на занятие следующих должностей: юрист, юрисконсульт, инспектор по кадрам, секретарь судебного заседания — помощник судьи, судебный исполнитель.

Вопросы, относящиеся ко всем уровням образования 

Информация Министерства образования о платных пересдачах 

Министерство образования отмечает, что совершенствование высшей школы ведется последовательно и целенаправленно. В настоящее время завершается разработка проектов нормативных правовых актов, которые предусматривают увеличение гибкости и мобильности образовательного процесса (вводятся примерный учебный план, профилизация). 

Уже в настоящее время реализовано право студентов на выбор дисциплины. Так, например, в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования студенты имеют право выбирать специализированные модули. 

Законодательная норма об осуществлении за дополнительную плату ликвидации академической задолженности, повторного прохождения текущей и итоговой аттестации обучающимися отражена в типовых формах договоров о подготовке специалиста с высшим образованием за счет средств республиканского бюджета и на платной основе, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых договоров в сфере образования». Подписав договор о подготовке специалиста с высшим образованием с учреждением образования, студент соглашается с условиями предоставления образовательных услуг и принимает обязательство добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ. 

Академическая задолженность (результат текущей аттестации, выразившийся в получении неудовлетворительной отметки или не прохождение текущей аттестации обучающимся при отсутствии уважительных причин в установленный срок), повторное прохождение аттестации свидетельствуют о недобросовестном освоении образовательных программ. 

Повторная аттестация влечет увеличение расходов университета на подготовку специалиста и потребует выделения дополнительных средств университета на ее проведение. Такой подход не отвечает требованию экономической обоснованности затрат, а также интересам успешно обучающихся студентов, которым не требуется прохождение повторной аттестации, в том числе при получении образования на платной основе. Оплата за ликвидацию академической задолженности, повторное прохождение текущей и итоговой аттестации обучающимися компенсирует университету неплановые дополнительные затраты, связанные с невыполнением отдельными обучающимися заключенных ими же договоров о подготовке специалиста с высшим образованием. 

Кроме того сообщаем, что бюджет университета формируется из бюджетных и внебюджетных денежных средств, поступление которых строго и детально регламентируется законодательством Республики Беларусь. 

Расходование бюджета университета осуществляется на основании смет расходов, составляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утверждаемых вышестоящим органом государственного управления. 

Отражение фактических расходов в бухгалтерской отчетности, контроль за целевым использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств осуществляются в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности уполномоченными государственными органами. 

Нормативные правовые акты (Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 и другие), регламентирующие вышеназванные действия, размещены в свободном доступе в сети Интернет. 

Проставление апостиля

 Для проставления апостиля на документы об образовании можно обратиться лично, либо через своего представителя (по доверенности) в Министерство образования Республики Беларусь (в Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь по рабочим дням с 8.00 до 13.00 по адресу: г.Минск, ул. Козлова, 28, каб. 201.).

Для совершения указанной процедуры представляются документы (оригиналы), на которых необходимо проставить апостиль, и документ, подтверждающий внесение оплаты. Срок исполнения 1 день со дня подачи документов, а при необходимости проведения проверки – 15 дней.

На приложении к диплому апостиль проставляется отдельно от диплома, при этом государственная пошлина взимается за каждый документ. Нотариально заверенный перевод документов об образовании для проставлении апостиля не требуется.

За пределами Республики Беларусь проставление апостиля осуществляется дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями.

Согласно п. 18.19.1 Перечня административных процедур за проставление апостиля на официальном документе, составленном на территории Республики Беларусь, в Республике Беларусь взимается плата в размере 0,5 базовой величины. При проставлении апостиля дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями взимается плата в размере 0,5 базовой величины в иностранной валюте по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты (п.18.19.2 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200).

Проезд от станции метро «Площадь Победы» автобусами №№ 19, 907 до остановки «Гипсовый завод».

Контактный телефон 8(017) 290 41 51

Электронная почта: dkkomorb@tut.by