ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.Добруша»

Поиск по сайту

Меню сайта

Игры по энергосбережению

  • Игра «Включи лампочку?»
  • Цель: уточнять представления детей о том, как электричество попадает в наши дома; способствовать воспитанию бережного отношения к природному и рукотворному миру.
  • Материал: иллюстрация с изображением водоёма, леса, ТЭЦ, населённого пункта; три маршрута, которые ведут в разных направлениях от правого нижнего угла к левому верхнему углу; остановки — круги разного цвета; фишки красного, жёлтого и зелёного цветов; игральный кубик; карточки с заданиями.
  • Правила игры:
  • -в игре поочерёдно играют трое детей;
  • -очерёдность хода определяет жребий — три яйца из-под киндер — сюрпризов, в которых спрятаны фишки красного, жёлтого и зелёного цветов и номера хода (1, 2, 3);
  • -каждый участник может передвигаться вперёд после выполнения задания;
  • -если участник с заданием не справился, он пропускает ход;
  • -значки-эмблемы для награждения победителей.
  • Ход игры
  • Вариант 1.
  • В. Ребята, давайте вспомним, где рождается электрический ток?
  • Дети. На ТЭЦ.
  • В. Правильно, электрический ток рождается на теплоэлектроцентрали, а ещё ТЭЦ даёт нам горячую воду и пар. А теперь, давайте представим, что вы — это маленькие электрончики, которые должны зажечь красный, жёлтый и зелёный огоньки. Сейчас вы отправитесь в путь, но дорога нелегка, надо будет выполнить некоторые задания. Иногда, если не повезёт, пропустить ход или, если повезёт, продвинуться на несколько ходов вперёд. А пока узнаем, кто из вас будет передвигаться первым, вторым и третьим.
  • Дети выбирают яйцо, в котором спрятана не только фишка, но и номер хода. Ставят фишки на старт и по очереди бросают кубик, продвигаясь по кругам вперёд. Если остановка попадает на цветной круг, необходимо выполнить задание.
  • Задания синего круга.
  • 1. Как вода поступает в квартиру? (Бежит по трубам.)
  • 2. Что необходимо для того, чтобы вода закипела? (Огонь.)
  • 3. Как называется профессия мастера, который помогает воде поступать в квартиры? (Сантехник.)
  • 4. Без чего не может работать электрическая станция? (Без топлива.)
  • 5. Чем обогревается квартира в городе? (Горячей водой в батарее.)
  • 6. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
  • 7. Что мы экономим, сберегая электричество? (Ресурсы страны, денежные средства семьи и страны.)
  • 8. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
  • Задания серого круга.
  • 1. Как называется профессия мастера, который ремонтирует линии электропередач? (Электрик.)
  • 2. Откуда электрический ток попадает в квартиры? (С электростанции.)
  • 3. Что надо сделать, чтобы зажечь люстру? (Нажать на кнопку выключателя.)
  • 4. Почему детям нельзя трогать розетки? (Может ударить током.)
  • 5. Что кроме электричества даёт ТЭЦ городам и заводам? (Горячую и холодную воду, горячий пар.)
  • 6. Отгадай загадку:
  • Он родился,
  • В путь пустился.
  • В город быстро прибежал —
  • Город сразу засиял. (Электрический ток.)
  • 7. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
  • 8. Что мы экономим, сберегая воду? (Природные богатства пресной воды, денежные средства своей семьи и страны.)
  • 9. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
  • Фиолетовый круг — пропустить 2 хода.
  • Побеждает тот, кто выполнит максимальное количество заданий и зажжёт первым лампочку.
  • Вариант 2. Дети могут самостоятельно играть в эту игру, выполняя следующие правила: синий круг — повтори ход; серый круг — пропусти один ход; фиолетовый круг — пропусти два хода; продвигаться по указанной стрелке.
  • Побеждает тот, кто первым зажёг лампочку.
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
  • «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»
  • Дидактические задачи:
  • — уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;
  • — расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.
  • Игровые правила:
  • Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.
  • Игровые действия:
  • Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.
  • Ход игры:
  • У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.
  • Приглашается по одному участнику к столу. Тот берёт какой-либо электроприбор и называет его. Остальные дети должны назвать кому что нужно для ведения домашнего хозяйства. Например, ребёнок показал утюг. Дети хором отвечают: «Он нужен для того, чтобы гладить бельё».
  • — Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.
  • — Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.
  • — А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.
  • — Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.
  • Другие дети могут дополнить ответ.
  • Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.
  • Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
  •  
  • «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
  • Дидактические задачи:
  • — формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;
  • — учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
  • Игровые правила:
  • Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь,шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.
  • Игровые действия:
  • Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
  • Ход игры:
  • Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.
  • Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.
  • — Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и
  • согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.
  • Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.
  • В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.
  •  
  • НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ 
  • «КТО ПОМОЖЕТ ЭЛЕКТРОТОКУ»
  • Дидактические задачи:
  • — уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изо­бражением предмета на картинке;
  • — воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.
  • Игровые правила:
  • Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.
  • Игровые действия:
  • Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правиль­но найдёт картинку.
  • Ход игры:
  • Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.
  • Электроток все может, но кто ему поможет:
  • —  показать мультфильм (телевизор);
  • —  сварить кашу (электроплита);
  • —  вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);
  • —  испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);
  • —  высушить грибы (электроплита, электросушилка);
  • — взбить тесто (миксер);
  • —  заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);
  • —  сделать прическу (электроплойка) и т.д.
  • В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включи­ли все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отно­шении к электричеству и электроприборам.
  •  
  • «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
  • Дидактические задачи:
  • — расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;
  • — развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;
  • — активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;
  • — воспитывать бережное отношение к электричеству и элек­троприборам.
  • Игровые правила:
  • Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовер­шенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
  • Игровые действия:
  • Поиск парных картинок.
  • Ход игры:
  • Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изобра­жением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).
  • Старинные предметы — Современные электроприборы
  • Утюг — Электроутюг
  • Метла — Пылесос
  • Сковорода — Блинница
  • Самовар — Электрочайник
  • Ступка — Кофемолка
  • Бигуди — Плойка
  • Печь — Микроволновая печь
  • Свеча — Лампочка
  • Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.
  • Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картин­ки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в пред­метах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с при­менением электроприборов.
  • В конце игры вопросы для обсуждения:
  • 1. Стало ли человеку легче трудиться с современными при­борами?
  • 2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?
  • 3. Усложнится ли тогда жизнь человека.
  •  
  • СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
  • «ЗАМЁРЗЛИ — ПОГРЕЕМСЯ»
  • Дидактические задачи:
  • — развивать двигательную и речевую активность детей по­средством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;
  • — расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.
  • Игровые правила:
  • Соотносить движения со словами стихотворения.
  • Игровые действия:
  • Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.
  • Ход игры:
  • Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:
  • — Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?
  • — На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.
  • — Движение для человека – это способ сохранить тепло собственного тела. И мы с вами сейчас разучим стихотворение с движениями «Замёрзли – погреемся» и будем рассказывать его и выполнять движения во время прогулок на улице.
  • Щёки замёрзли – потрём!
  • Уши замёрзли – пощиплем!
  • Руки замёрзли – похлопаем!
  • Ноги замёрзли — потопаем!
  •  
  • «НЕЛЬЗЯ, НАДО»
  • Дидактические задачи:
  • — закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;
  • — развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;
  • — развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.
  • Игровые правила:
  • Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.
  • Игровые действия:
  • Дети выбирают правильные или неправильные суждения и вы­полняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.
  • Ход игры:
  • Педагог объясняет правила игры:
  • — Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.
  • 1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми рука­ми.
  • 2. Можно играть с включенными электроприборами.
  • 3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.
  • 4. Можно садиться близко к включенному телевизору.
  • 5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.
  • 6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая се­стра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.
  • При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.
  •  
  • «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
  • Дидактические задачи:
  • — учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;
  • — развивать быстроту мыслительной деятельности;
  • — формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.
  • Игровые правила:
  • Называть только одно слово, не соответствующее общему понятию. Если ребёнок не может справиться с заданием, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
  • Игровые действия: 
  • Бросание и ловля мяча.
  • Ход игры:
  • Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:
  • — Дети, важное значение для каждого из нас приобрели правила экономии и бережливости. Об этом мы будем помнить сами и рассказывать своим друзьям и родителям. Для того, чтобы учить других быть экономными и бережливыми, мы должны хорошо разбираться в энергосберегающих понятиях. Игра «Четвёртый лишний» поможет нам запомнить слова, с помощью которых мы сможем с вами говорить об энергосбережении.
  • Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.
  • Ручей – водопроводный кран – озеро – река.
  • Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.
  • Умывание – купание – стирка белья – чихание.
  • Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.
  • Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток.
  • Выигрывает тот, кто не ошибается.
  •  
  • «СКАЗОЧНИКИ»
  • Дидактические задачи:
  • — развивать связную речь детей путём сочинения сказки по опорным словам;
  • — воспитывать у детей осознанное отношение к экономии и бережливости в быту посредством фантазирования ситуаций по опорным словам.
  • Игровые правила:
  • Дети, получив задание на дом, сочиняют сказку. Во время игры каждый рассказывает свою версию.
  • Игровые действия:
  • Из предложенных ниже слов составить сказку.
  • Ход игры:
  • Дети садятся так, чтобы каждый ребёнок видел опорные слова. Педагог помогает детям прочитать все слова и вместе с детьми, под каждым словом, располагаются соответствующие картинки:
   семья           газ           счётчик          Дед Мороз          хлопушки     
  •  
    экономия       свет          улыбка         тайна       ёлка        сосед-транжира
  •  
  • Дети получают задание на дом. Опорные слова выдаются роди­телям. На игре каждый ребёнок рассказывает свою сказку. По оконча­нию выбирают лучшую сказку, награждают победителей. Далее лучшую сказку можно инсценировать и показывать на утреннике, пригласив родителей.
  • «БУРИМЕ»
    Дидактические задачи
  • — учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;
  • — воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей.
  • Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четве­ростишие
  • Игровые правила:
  • Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.
  • Игровые действия:
  • Использование фишек и зарифмованных опорных слов.
  • Ход игры:
  • Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:
  • — Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем со­чинить из них четверостишье вместе.
  • Огонь – ладонь
  • Свет – совет
  • Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.
  • Фонарь — букварь
  • Тепло — светло
  • Вода – беда
  • Капля – цапля
  • Газ – погас
  • Свеча – горяча
  • Провод – повод
  • Ток – восток
  • Пожар – кошмар
  • Врач – грач
  • Холодильник – будильник
  • Стирка – дырка Беречь – стеречь Урок – звонок
  • В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.
  • Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.
  •