Игры по энергосбережению
- Игра «Включи лампочку?»
- Цель: уточнять представления детей о том, как электричество попадает в наши дома; способствовать воспитанию бережного отношения к природному и рукотворному миру.
- Материал: иллюстрация с изображением водоёма, леса, ТЭЦ, населённого пункта; три маршрута, которые ведут в разных направлениях от правого нижнего угла к левому верхнему углу; остановки — круги разного цвета; фишки красного, жёлтого и зелёного цветов; игральный кубик; карточки с заданиями.
- Правила игры:
- -в игре поочерёдно играют трое детей;
- -очерёдность хода определяет жребий — три яйца из-под киндер — сюрпризов, в которых спрятаны фишки красного, жёлтого и зелёного цветов и номера хода (1, 2, 3);
- -каждый участник может передвигаться вперёд после выполнения задания;
- -если участник с заданием не справился, он пропускает ход;
- -значки-эмблемы для награждения победителей.
- Ход игры
- Вариант 1.
- В. Ребята, давайте вспомним, где рождается электрический ток?
- Дети. На ТЭЦ.
- В. Правильно, электрический ток рождается на теплоэлектроцентрали, а ещё ТЭЦ даёт нам горячую воду и пар. А теперь, давайте представим, что вы — это маленькие электрончики, которые должны зажечь красный, жёлтый и зелёный огоньки. Сейчас вы отправитесь в путь, но дорога нелегка, надо будет выполнить некоторые задания. Иногда, если не повезёт, пропустить ход или, если повезёт, продвинуться на несколько ходов вперёд. А пока узнаем, кто из вас будет передвигаться первым, вторым и третьим.
- Дети выбирают яйцо, в котором спрятана не только фишка, но и номер хода. Ставят фишки на старт и по очереди бросают кубик, продвигаясь по кругам вперёд. Если остановка попадает на цветной круг, необходимо выполнить задание.
- Задания синего круга.
- 1. Как вода поступает в квартиру? (Бежит по трубам.)
- 2. Что необходимо для того, чтобы вода закипела? (Огонь.)
- 3. Как называется профессия мастера, который помогает воде поступать в квартиры? (Сантехник.)
- 4. Без чего не может работать электрическая станция? (Без топлива.)
- 5. Чем обогревается квартира в городе? (Горячей водой в батарее.)
- 6. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
- 7. Что мы экономим, сберегая электричество? (Ресурсы страны, денежные средства семьи и страны.)
- 8. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
- Задания серого круга.
- 1. Как называется профессия мастера, который ремонтирует линии электропередач? (Электрик.)
- 2. Откуда электрический ток попадает в квартиры? (С электростанции.)
- 3. Что надо сделать, чтобы зажечь люстру? (Нажать на кнопку выключателя.)
- 4. Почему детям нельзя трогать розетки? (Может ударить током.)
- 5. Что кроме электричества даёт ТЭЦ городам и заводам? (Горячую и холодную воду, горячий пар.)
- 6. Отгадай загадку:
- Он родился,
- В путь пустился.
- В город быстро прибежал —
- Город сразу засиял. (Электрический ток.)
- 7. Что изображено на рисунке? (Любая картинка из предыдущих игр.)
- 8. Что мы экономим, сберегая воду? (Природные богатства пресной воды, денежные средства своей семьи и страны.)
- 9. Продвигаться по указанному направлению стрелки.
- Фиолетовый круг — пропустить 2 хода.
- Побеждает тот, кто выполнит максимальное количество заданий и зажжёт первым лампочку.
- Вариант 2. Дети могут самостоятельно играть в эту игру, выполняя следующие правила: синий круг — повтори ход; серый круг — пропусти один ход; фиолетовый круг — пропусти два хода; продвигаться по указанной стрелке.
- Побеждает тот, кто первым зажёг лампочку.
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
- «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»
- Дидактические задачи:
- — уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;
- — расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.
- Игровые правила:
- Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.
- Игровые действия:
- Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.
- Ход игры:
- У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.
- Приглашается по одному участнику к столу. Тот берёт какой-либо электроприбор и называет его. Остальные дети должны назвать кому что нужно для ведения домашнего хозяйства. Например, ребёнок показал утюг. Дети хором отвечают: «Он нужен для того, чтобы гладить бельё».
- — Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.
- — Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.
- — А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.
- — Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.
- Другие дети могут дополнить ответ.
- Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.
- Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
- «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
- Дидактические задачи:
- — формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;
- — учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
- Игровые правила:
- Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь,шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.
- Игровые действия:
- Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
- Ход игры:
- Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.
- Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.
- — Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и
- согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.
- Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.
- В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.
- НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
- «КТО ПОМОЖЕТ ЭЛЕКТРОТОКУ»
- Дидактические задачи:
- — уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке;
- — воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.
- Игровые правила:
- Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.
- Игровые действия:
- Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.
- Ход игры:
- Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.
- Электроток все может, но кто ему поможет:
- — показать мультфильм (телевизор);
- — сварить кашу (электроплита);
- — вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);
- — испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);
- — высушить грибы (электроплита, электросушилка);
- — взбить тесто (миксер);
- — заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);
- — сделать прическу (электроплойка) и т.д.
- В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.
- «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
- Дидактические задачи:
- — расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;
- — развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;
- — активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;
- — воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.
- Игровые правила:
- Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
- Игровые действия:
- Поиск парных картинок.
- Ход игры:
- Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).
- Старинные предметы — Современные электроприборы
- Утюг — Электроутюг
- Метла — Пылесос
- Сковорода — Блинница
- Самовар — Электрочайник
- Ступка — Кофемолка
- Бигуди — Плойка
- Печь — Микроволновая печь
- Свеча — Лампочка
- Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.
- Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.
- В конце игры вопросы для обсуждения:
- 1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?
- 2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?
- 3. Усложнится ли тогда жизнь человека.
- СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
- «ЗАМЁРЗЛИ — ПОГРЕЕМСЯ»
- Дидактические задачи:
- — развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;
- — расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.
- Игровые правила:
- Соотносить движения со словами стихотворения.
- Игровые действия:
- Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.
- Ход игры:
- Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:
- — Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?
- — На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.
- — Движение для человека – это способ сохранить тепло собственного тела. И мы с вами сейчас разучим стихотворение с движениями «Замёрзли – погреемся» и будем рассказывать его и выполнять движения во время прогулок на улице.
- Щёки замёрзли – потрём!
- Уши замёрзли – пощиплем!
- Руки замёрзли – похлопаем!
- Ноги замёрзли — потопаем!
- «НЕЛЬЗЯ, НАДО»
- Дидактические задачи:
- — закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;
- — развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;
- — развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.
- Игровые правила:
- Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.
- Игровые действия:
- Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.
- Ход игры:
- Педагог объясняет правила игры:
- — Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.
- 1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.
- 2. Можно играть с включенными электроприборами.
- 3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.
- 4. Можно садиться близко к включенному телевизору.
- 5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.
- 6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.
- При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.
- «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- Дидактические задачи:
- — учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;
- — развивать быстроту мыслительной деятельности;
- — формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.
- Игровые правила:
- Называть только одно слово, не соответствующее общему понятию. Если ребёнок не может справиться с заданием, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
- Игровые действия:
- Бросание и ловля мяча.
- Ход игры:
- Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:
- — Дети, важное значение для каждого из нас приобрели правила экономии и бережливости. Об этом мы будем помнить сами и рассказывать своим друзьям и родителям. Для того, чтобы учить других быть экономными и бережливыми, мы должны хорошо разбираться в энергосберегающих понятиях. Игра «Четвёртый лишний» поможет нам запомнить слова, с помощью которых мы сможем с вами говорить об энергосбережении.
- Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.
- Ручей – водопроводный кран – озеро – река.
- Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.
- Умывание – купание – стирка белья – чихание.
- Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.
- Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток.
- Выигрывает тот, кто не ошибается.
- «СКАЗОЧНИКИ»
- Дидактические задачи:
- — развивать связную речь детей путём сочинения сказки по опорным словам;
- — воспитывать у детей осознанное отношение к экономии и бережливости в быту посредством фантазирования ситуаций по опорным словам.
- Игровые правила:
- Дети, получив задание на дом, сочиняют сказку. Во время игры каждый рассказывает свою версию.
- Игровые действия:
- Из предложенных ниже слов составить сказку.
- Ход игры:
- Дети садятся так, чтобы каждый ребёнок видел опорные слова. Педагог помогает детям прочитать все слова и вместе с детьми, под каждым словом, располагаются соответствующие картинки:
семья | газ | счётчик | Дед Мороз | хлопушки |
экономия | свет | улыбка | тайна | ёлка | сосед-транжира |
- Дети получают задание на дом. Опорные слова выдаются родителям. На игре каждый ребёнок рассказывает свою сказку. По окончанию выбирают лучшую сказку, награждают победителей. Далее лучшую сказку можно инсценировать и показывать на утреннике, пригласив родителей.
- «БУРИМЕ»
Дидактические задачи - — учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;
- — воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей.
- Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четверостишие
- Игровые правила:
- Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.
- Игровые действия:
- Использование фишек и зарифмованных опорных слов.
- Ход игры:
- Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:
- — Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем сочинить из них четверостишье вместе.
- Огонь – ладонь
- Свет – совет
- Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.
- Фонарь — букварь
- Тепло — светло
- Вода – беда
- Капля – цапля
- Газ – погас
- Свеча – горяча
- Провод – повод
- Ток – восток
- Пожар – кошмар
- Врач – грач
- Холодильник – будильник
- Стирка – дырка Беречь – стеречь Урок – звонок
- В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.
- Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.