Главная » Статьи » Методические материалы

Конспект занятия по образовательной области: Обучение грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием электронных образоват

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Добруша»

Автор-составитель:

Лопухова Т. А., воспитатель

высшей квалификационной

категории

2016

Программное содержание:

- продолжать обучать звуковому анализу слов; закрепить представления о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках; ввести замену серых фишек на зеленые и синие для обозначения твердых и мягких согласных звуков;

- развивать фонематический слух, мыслительные операции, внимание;

- воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

Демонстрационный материал:

рисунки  со схемой слов луна, лев; красные, синие, зеленые, серые фишки, указка, мяч, мультимедиа с выходом в интернет, презентация по теме занятия, силуэт паровоза, магнитная доска.

Раздаточный материал:

Картинки со схемой слов луна, лев, красные, синие, зеленые, серые фишки, указки, картинки с изображением слов, в названии которых есть твердый и мягкий звук Л.

Ход занятия

1часть. Воспитатель предлагает детям стать в круг и поиграть в игру с мячом «Назови братца» (воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч воспитаннику, ребенок называет этот же мягкий звук и бросает мяч обратно воспитателю)

2часть. Воспитатель предлагает детям отгадать задуманное слово, которое начинается на ЛЕ и которое появится на волшебном экране, если дети угадают его.(Дети высказывают придуманные слова) Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. (На экране появляется ЛЕВ. Дети рассматривают изображение. Воспитатель предлагает сесть за столы)

Звуковой анализ слова ЛЕВ. Воспитатель предлагает произнести слово ЛЕВ так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Какой первый звук в слове ЛЕВ?» - [Л]. «Что мешает во рту, когда мы говорим звук [л].»- «Язычок». Вместе с педагогом дети обозначают звук [л] серой фишкой.

Воспитатель произносит слово ЛЕВ с интонационным выделением звука [э], ведя указкой под схемой слова. «Какой второй звук в слове ЛЕВ?» - [Э]. «Какой это звук?» - «Гласный». «Как вы узнали?» - «Когда мы произносим » звук [э], во рту ничего не мешает, воздух идет свободно. «Какой фишкой обозначаем гласный звук?» - «Красной». Вместе с педагогом дети обозначают звук [э] красной фишкой.

Педагог предлагает послушать, какой третий звук в слове ЛЕВ, и произносит слово с интонационным выделением звука [в], ведя указкой под схемой слова. Дети называют звук, обозначают его серой фишкой.

Воспитатель предлагает двум-трем детям прочесть слово у доски с указкой.

Рисунок со схемой слова ЛЕВ не снимается, рядом вывешивается рисунок со схемой слова ЛУНА.

3часть. Звуковой анализ слова ЛУНА. Воспитатель предлагает произнести слово ЛУНА так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Какой первый звук в слове ЛУНА?» - [Л]. «Что мешает во рту, когда мы говорим звук [л].»- «Язычок». У доски и на местах дети обозначают звук [л] серой фишкой.

Воспитатель вызывает к доске ребенка для определения второго звука.  Он с указкой читает слово ЛУНА с интонационным выделением звука [у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает его красной фишкой. Одновременно остальные воспитанники работают за столами.

Следующий воспитанник определяет третий звук в слове ЛУНА.  Он читает слово, интонационно выделяя звук [н]. Отмечает, что произносить этот звук мешает язычок, и обозначает его серой фишкой. Одновременно остальные воспитанники работают за столами.

Воспитатель вызывает к доске ребенка для определения четвертого звука.  Он с указкой читает слово ЛУНА с интонационным выделением звука [а], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает его красной фишкой. Одновременно идет работа за столами.

Физкультминутка

4часть. Воспитатель предлагает положить рядом друг с другом картинки ЛЬВА и ЛУНЫ. «Какой первый звук в слове ЛЕВ?» - [Л,]. «Какой первый звук в слове ЛУНА?» - [Л]. «Какие это звуки?» - «Это звуки- «братцы»: [л] – «большой братец», [л,] – «маленький братец». Затем раскрывает секрет: «Звуки, произнесению которых что-либо мешает (губы, зубы, язык), называются согласными». Звуки [л] и [л,] – согласные. «Большой братец» [л] – твердый согласный, «маленький братец» [л,] – мягкий согласный звук. Твердый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой (показывает), а мягкий согласный звук – зеленой фишкой (показывает).

Педагог предлагает заменить серые фишки в  словах ЛЕВ и ЛУНА на синие и зеленые.

Проверить правильность выполнения задания воспитатель предлагает с помощью волшебного экрана и ЭОР (Образовательная область: Обучение грамоте (Дидактическая компьютерная игра «Звуки») Совместно с педагогом дети выполняют задание и проверяют правильность выполнения.

5часть.

Игра «Поезд слов»

Цель: развитие умений дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.

Ход игры: воспитатель напоминает, каким цветом обозначают твердые и мягкие согласные звуки.

- Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку на поезде. Билетом на поезд является картинка с изображением различных предметов. (рассматривают силуэт поезда, проговаривают, что в вагоне синего цвета поедут слова, в которых есть твердый звук Л, а в вагоне зеленого цвета - мягкий). Ребенок берет предметную картинку, определяет твердый или мягкий звук в слове, а затем вставляет картинку в соответствующее окошко в вагоне.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. Мн.: НИО; 2013.-416с.
  2. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учрежд., обеспечивающих получение дошк. Образования/ Н.С.Старжинская. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2014. – 208 с.
  3. Интернет ресурсы (http://ady.by в разделе «Электронное обучение» (подраздел «Дошкольное образование» http://e-vedy.ady.by/course/index.php?categoryid=112)

 

 

Категория: Методические материалы | Добавил: alesia700 (28.11.2016)
Просмотров: 2961 | Комментарии: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1 Михаил   [Материал]
Перезвоните мне пожалуйста 8(812)309-40-10 Антон.

Имя *:
Email *:
Код *: