Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)
1. Интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
2. Речевое общение: развивается понимание речи взрослого, происходит расширение запаса слов, овладение лингвистическими, грамматическими нормами построения фраз (2 года – строит предложения, 3 года – правильно согласовывает окончания слов в предложении), идет развитие словесных обобщений.
3. Формируется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.
4. Ведущая деятельность раннего детства – предметная деятельность (совместно с взрослым, потом самостоятельно). Происходит овладение человеческими действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам.
5. Предметная деятельность обуславливает развитие памяти, восприятия, наглядно-образного мышления:
- любознательность ребенка (вопросы: Что это? Почему? Зачем?);
- интерес к сказкам, стихам, художественной литературе;
- появлен6ие игровых действий (игры – подражание действиям взрослых);
- развитие восприятия (цвет, форма, размеры),
выделение устойчивых признаков предметов;
- развитие восприятия способствует развитию памяти, мышления (группирует предметы по цвету, форме);
- идет становление элементарного самосознания «Я сам»
- начало развития способностей к произвольной саморегуляции;
- овладение умениями чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций;
- формирование самостоятельности, автономности, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма.
- кризис 3-х лет как самоутверждение самостоятельности.