О нас пишут

Мастер планеты детства

 http://praleska-red.by/articles/master-planety-detstva/

Автор: admin, 23 Sep 2014 • 12:00

Елена Андреевна является победителем районной премии «Глория» в номинации «Мастер планеты детства», дипломантом областного этапа выставки научно-методической литературы и педагогического опыта по работе с семьёй, постоянно участвует в районных и областных методических мероприятиях.

Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Без её решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Огромная роль в гендерной социализации
детей сегодня принадлежит родителям. Но осознаётся она ими недостаточно и базируется в основном на моделях и образах, усвоенных от своих мам и пап, а также взглядах на выполнение полоролевых функций мужчины и женщины через призму собственной семейной жизни. В неполных семьях процесс полоролевой социализации вообще затруднён. Зачастую здесь он имеет однобокий характер и связан лишь с передачей опыта исполнения полоролевых функций только с материнской или отцовской позиции, т.е. имеет женское или мужское начало. Всё это не даёт адекватного понимания и полноценной реализации ребёнком себя как представителя определённого пола, что в конечном счёте затрудняет процесс его половой социализации и ведёт к искажению представлений о мужской и женской социальной  позиции в обществе. Наблюдая за своими воспитанниками, замечаешь, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. В играх дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не прояв ляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки
не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Изучив проблемы развития детей дошкольного возраста в данном направлении, стало важным так построить жизнь воспитанников,
чтобы они могли гармонично развиваться в соответствии со своим «гендером». При создании условий для формирования полоролевой социализации был тщательно подобран игровой материал с учётом интересов девочек и мальчиков. Наша группа — это целый мир или даже множество миров для тех и других. Здесь всё, начиная от обстановки и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в большой мир. С учётом гендерных особенностей детей построена развивающая среда: размещены полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта; ориентиры на детских кроватках, стульчиках в групповой и умывальной комнатах. На дверях туалетной комнаты появилась табличка с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам. В игровой деятельности успешно происходит овладение соответствующим ролевым
поведением, отражается традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять — эти черты чётко проявляются в их ролевых играх. Поэтому именно с девочками мы обсудили расстановку мебели в кукольном уголке, договорились о том, где будут храниться постельные принадлежности, одежда, посуда, «продукты» и другие предметы-заместители, ориентированные на домашние дела. Приобрели много разнообразных кукол, с которыми можно разыгрывать интересные сюжеты. Для девочек оформлены и постоянно обновляются сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Домохозяйка», «Модельер», «Больница». Мальчики по своей природе склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а также привносить Учить по-разному, любить по-разному Формирование полоролевой социализации у детей дошкольного возраста в специально организованной и игровой деятельности в них свои изменения. Они одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Поэтому для мальчиков мы постарались приобрести игрушки, готовящие их быть деятельными в реальной жизни. Это разнообразные конструкторы, наборы инструментов, автомобили, самолёты, военная техника и т.д. Оборудовали с ними игрушечный автопарк, площадку правил дорожного движения. Оформили сюжетно-ролевые игры: «Мастерская по ремонту бытовой техники», «АЗС», «Автосервис». К сюжетно-ролевым играм разработаны конспекты, содержащие сюжеты, отражающие социальные позиции мужчин и женщин в обществе. Активно используем дидактические игры, которые содействуют эффективной социализации личности ребёнка: «Скажи, где правильно», «Про Сашу и Машу», «Кто что носит», «Наши причёски», «Кто чем любит заниматься?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку» и другие. Разработано мультимедийное пособие «Два мира, два детства», которое включает в себя следующие игры: «Мир имён девочек и мальчиков», «Одежда для девочек и мальчиков», «Женские и мужские профессии», «Окажи
помощь». Данное пособие позволяет воспитанникам качественно и интересно получать необходимые представления о сходствах и различиях между представителями разного пола. В «Уголке книги» постоянно находится художественная литература, которая насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В группе нашли место различные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, бибабо, теневой, плоскостной и др. Оборудование и материалы размещены так, чтобы роль для себя могли найти как мальчики, так и девочки. При организации и проведении занятий учитываются психологические особенности мальчиков и девочек, осуществляется личностно ориентированный подход. Разработан цикл занятий по социально-нравственному и личностному развитию (образовательная область «Ребёнок и общество»), который включает следующие разделы:

1. «Все люди делятся на мужчин и женщин». Занятия данного раздела позволяют утонить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.
2. «Мальчик — будущий мужчина. Девочка — будущая женщина». Занятия этого раздела способствуют формированию у детей предпосылок мужественности и женственности, которые должны проявляться по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.
3. «Мужественные рыцари и прекрасные леди».
В процессе выполнения заданий этого направления у детей формируются представления о различиях между мальчиками и девочками: внешность, характер, поведение, воспитывается культура общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. Также в практику образовательной работы вводятся специальные занятия для мальчиков и для девочек. В игровом центре «Мастерок» под руководством дедушек и пап мальчики пробуют себя в плотническом и слесарном деле. Девочки с мамами, бабушками постигают искусство кулинарии в игровом центре «Хозяюшка». С целью педагогического и психологического просвещения родителей составлены рекомендации по вопросам воспитания мальчиков и девочек. Постоянно проводятся культурно-развлекательные мероприятия, отражающие социальную значимость мужчин и женщин. Следовательно, проводимая работа по формированию полоролевой социализации у детей дошкольного возраста приносит положительные результаты. Родители стали более компетентными в вопросах воспитания детей разного пола. У воспитанников сформировались представления о собственной уникальности и неповторимости с учётом традиционных представлений о мужских и женских ролях. Чаще всего в играх дети выбирают роли в соответствии со своим «гендером». Ребята умеют различать и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, стали вежливыми и опрятными, оказывают помощь друг другу. Считаю, что мой опыт является эффективным при организации работы по воспитанию мужской и женской социальной позиции у детей дошкольного возраста. Желаю каждому педагогу найти свои интересные приёмы и методы работы в данном направлении.

Весёлое путешествие в лес
Занятие по образовательной области
«Ребёнок и природа»
для детей средней группы

Задачи: расширить представления об оби-
тателях леса, о лесе как многоярусном и мно-
гоэтажном доме, сообществе растений и жи-
вотных; развивать внимание, мышление,
память, воображение, речь; воспитывать бе-
режное отношение к природе, дружеские вза-
имоотношения.
Материал и оборудование: магнитная до-
ска; набор карточек с изображением зверей
к заданию «Лес — дом для животных»; раз-
даточный материал для индивидуальной ра-
боты, маркер, макеты ёлок, фломастеры, ку-
бики, макет со следами, пеньки; аудиозапись
весёлой музыки.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята!
Вы знаете, что такое лес? (Ответы детей.)
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путе-
шествие по лесу.
Лес — это дом для животных и растений.
Здесь они находят всё, что им нужно для жизни.
Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте
выясним, знаете ли вы правила друзей приро-
ды. Если я говорю правильно, вы отвечаете «да,
да, да». Если неправильно — «нет, нет, нет».
1. Будем кричать в лесу?
2. Оставим после себя мусор?
3. Будем любоваться деревьями?
4. Придя в лес, разожжём костёр?
5. Нарвём цветов и наломаем веток дере-
вьев?
6. Поймаем какое-нибудь животное и забе-
рём с собой в группу? (Ответы детей.)
В. Молодцы, ребята. Теперь мы смело мо-
жем отправиться в лес.
Друг за другом поскорее
становитесь, детвора.
На прогулку в лес сегодня
отправляться нам пора.
Игра «Мы в лес ходили».
Воспитатель включает весёлую музыку.
Дети шагают, имитируя движения.
Мы в лес пошли, шли-шли, шли-шли.
(Хлопают ладонями по коленям.)
По кочкам поскакали, прыг-скок, прыг-скок.
(Хлопают в ладоши.)
По листочкам пошуршали.
(Трут ладони.)
Через речку переплыли
(Вращают руками перед собой.)
И в лес попали.
В. Ребята, посмотрите, кто это?
Дети. Ёжик.
В. Он хочет познакомить вас с животны-
ми, которые живут с ним в лесу. А кто они, вы
узнаете, отгадав загадки.
Игра «Доскажи словечко».
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка,
Зиму там проводит... (белка).
Д. Голицин
В серой шубке, длинноух —
У него хороший слух.
Чуть услышит ветки хруст,
Тут же прячется под куст.
Вот трусишка, так трусишка!
Это что за зверь?.. (Зайчишка.)
И. Счастнева
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису)!
С. Мельников
Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Кто это?.. (Медведь.)
Л. Селезнёва
Этот зверь — родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте серый знает толк.
Угадали? Это... (волк).
В. Рудько
Не колобок, а катится,
Не кактус, а колючий,
Пыхтит, коли старается,
Живёт в лесу дремучем. (Ёж.)
В. Тунников
В. Ребята, где живут эти животные? (В
лесу.) А как одним словом мы назовём этих
обитателей леса?
Дети. Дикие животные или звери.
14
Игра «Следопыт».
В лесу много чудес. Они ждут нас на каждом
шагу. Эта тропинка нам приготовила какой-
то сюрприз. Посмотрите, что осталось на ней?
(Следы.) Правильно. Давайте рассмотрим их.
Кто же мог оставить эти следы.
Дети. Я увидел след от животного… (Каж-
дый из детей называет, след какого зверя он
увидел на тропинке.)
В. Давайте присядем на поляне. Ребята,
каждый из вас живёт в доме. Дома бывают
разные: одноэтажные — это дома, в которых
один этаж, и многоэтажные — в них много
этажей. Кто из вас живёт в многоэтажном
доме? (Ответы детей.)
Лес — это многоэтажный дом, все живот-
ные живут на своих этажах. Кто знает, на ка-
ком этаже живёт ёжик? (Ответы детей.) Хо-
тите узнать?
Работа с магнитной доской.
В. Посмотрите. Это трава. (Педагог рисует
траву.) Это первый этаж нашего многоэтаж-
ного леса. Что растёт выше травы? (Рисует
кустарник.)
Дети. Кустарники.
В. Это второй этаж нашего леса. Что растёт
выше?
Дети. Деревья.
В. Это самый высокий — третий этаж наше-
го леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже
есть квартиры и в каждой квартире — свои
жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
Игра «Этажи леса».
В. В лесном доме есть что-то вроде подва-
ла. Кого из животных мы поселим туда? Кто
живёт под землёй? (Крот, мышь.) На первом
этаже живут животные, которые ниже тра-
вы. Какие? (Ёжик, ящерица.) На втором эта-
же живут те, кто выше травы. (Заяц, волк,
лиса, медведь.) Животные первого и второ-
го этажей не могут лазать по деревьям, они
находят себе корм и устраивают жилища
на земле. Третий этаж занимают животные,
которые легко передвигаются по деревьям.
Это белка, сова, филин. Кто ещё живёт на
верхних этажах? (Бабочки, жуки, лесные осы
и пчёлы, комары.)
Ребята, звери потерялись и им нужна наша
помощь. Займите места за столами и помоги-
те лесным жителям попасть на свои этажи.
Дети проводят дорожки от животного до
соответствующего растения.
В. Молодцы! Каждый зверь нашёл свой до-
мик. И нам пора возвращаться домой.
Игра «Мы из леса шли».
Воспитатель включает весёлую музыку.
Дети шагают, имитируя движения.
Мы из леса шли, шли-шли, шли-шли.
(Хлопки по коленям.)
По кочкам поскакали, прыг-скок, прыг-скок.
(Хлопки в ладоши.)
По листочкам пошуршали.
(Трут ладони друг о друга.)
И в группу попали.
(Вращение руками перед собой.)
В. Ребята, сейчас построим дом, в котором
живут наши звери. (Воспитатель берёт куби-
ки с изображениями животных, строит дом
из трёх этажей, дети помогают.) У нас полу-
чился чудесный дом для животных. Давайте
пообещаем беречь его. Вы молодцы! Спасибо.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Стреха, Е.А. В мире при-
роды: учеб. нагляд. пособие
для педагогов учрежде-
ний дошк. образования /
Е.А. Стреха. — Минск: РУП
«Издательство “Пачатковая
школа”», 2013.
2. Стреха, Е.А. Ознаком-
ление детей дошкольного
возраста с природой: посо-
бие для педагогов учреж-
дений дошк. образования /
Е.А. Стреха. — Минск: Жас-
скон, 2012.
3. Учебная программа до-
школьного образования. —
Минск: НИО, 2012.
15
Задачи: формировать умение идентифи-
цировать себя и окружающих людей по по-
ловому признаку; содействовать формиро-
ванию соответствующих гендерных позиций
(отношения к мальчику, к девочке); расши-
рить представления о внешнем виде, одеж-
де, характерных особенностях мальчиков и
девочек; развивать внимание, логическое
мышление, речь, творческое воображение,
зрительную память; воспитывать дружеские
взаимоотношения между мальчиками и де-
вочками.
Материал и оборудование: мультиме-
дийная установка, слайд-презентация к за-
нятию; игровое пособие «Волшебный цветок
дружбы» со съёмными лепестками; карточ-
ки с изображением людей разного возраста
и пола; цветные карандаши, заготовленные
листы с изображением различных линий;
раздаточный материал (синие и красные
ладошки из картона по количеству детей);
детский микрофон; аудиозапись спокойной
музыки.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята.
Давайте поприветствуем друг друга. Сначала
девочки мальчиков, а затем мальчики дево-
чек (наклоном головы).
Ребята, любите ли вы сказки? А сказочные
путешествия? (Да.) Скажу вам по секрету —
об этом мечтают даже взрослые. Но сегодня
я предлагаю отправиться в сказку для того,
чтобы помочь её жителям. Вы согласны? Тог-
да слушайте.
Воспитатель рассказывает сказку, на экра-
не идёт показ слайдов соответственно тек-
сту.
«В одной сказочной стране жили смелые,
отважные мальчики и добрые, нежные девоч-
ки. Рос в этой стране волшебный цветок Друж-
бы, поэтому повсюду царили мир, согласие
и взаимопонимание. Но однажды пролетела
над этой страной злая волшебница. Увидела
она дружных, весёлых и счастливых жителей
и задумала им навредить. Сорвала она цветок
Дружбы и разбросала лепестки по всему све-
ту. Поставила между мальчиками и девочка-
ми высокую каменную стену. Очень грустно и
тяжело стало жить в этой стране».
В. Ребята, как вы думаете, что можно сде-
лать, чтобы мальчики и девочки в сказочной
стране снова стали жить дружно и счастливо?
(Собрать лепестки цветка Дружбы и вернуть
его сказочным жителям.) Тогда в путь! Оты-
щем лепестки, разрушим стену и поможем
восстановить мир и справедливость.
Педагог с детьми находят в группе первый
лепесток.
В. Вот первый лепесток, но чтобы его вер-
нуть, нужно выполнить задание.
Дидактическая игра «Разложи по по-
рядку».
Цель: обучение детей идентифицированию
людей по гендерному и возрастному призна-
ку; развитие внимания, мышления, речи.
Ход игры: воспитатель предлагает разде-
литься на две команды (мальчиков и дево-
чек). Команде девочек нужно выложить кар-
точки с изображением младенца, мальчика,
юноши, мужчины и дедушки, назвать каждую
стадию взросления. Команде мальчиков то же
задание о женском поле.
Выполнив задание, дети прикрепляют ле-
песток к цветку.
В. (обращает внимание детей на экран).
Смотрите, ребята, мы выполнили задание, и
каменная стена стала на один кирпичик мень-
ше. Идём дальше.
Находят второй лепесток.
В. Вот ещё лепесток и к нему задание. Для
его выполнения понадобятся вот такие ла-
дошки и внимание.
Цветок Дружбы
занятиЕ по образовательной области
«Ребёнок и общество»
для детей старшей группы (5—6 лет)
16
Дети располагаются на ковре, у мальчиков
синие ладошки, у девочек — красные.
Игра «Умные ладошки».
Цель: формирование умения быстро вы-
делять существенные сходства и различия
между представителями разного пола.
Ход игры: воспитатель произносит фразу,
детям нужно определить, о ком она: о маль-
чике или о девочке. Услышав фразу о себе,
девочки поднимают красные ладошки, маль-
чики — синие. Если фраза касается и тех и
других, поднимают ладошки все дети.
Фразы:
- Любят носить бантики.
- Любят меряться силой.
- Любят играть с куклами.
- Любят ремонтировать машинки.
- Любят носить украшения.
- Любят играть в футбол.
- Любят маме помогать.
Выполнив задание, дети прикрепляют вто-
рой лепесток к цветку, и на экране исчезает
ещё один кирпичик.
В. Третий лепесток, и следующее задание.
Посмотрите на экран.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие внимания, зрительной па-
мяти, представлений детей об одежде маль-
чиков и девочек.
Ход игры: на экране появляются слайды
с изображением мужской и женской одежды
(юбка, платье, шляпка, брюки, жилетка, ру-
башка, шорты, сарафан и т.д.). Дети называют
лишний предмет, аргументируя ответ.
Педагог хвалит детей и они вместе при-
крепляют третий лепесток к цветку.
В. Вот и четвёртый лепесток, чтобы его
вернуть, нужно сделать объявление по «ра-
дио».
Игра «Радио».
Цель: развитие внимания, речи; расшире-
ние представлений детей о внешнем виде,
характерных особенностях мальчиков и дево-
чек.
Ход игры: детям предлагается сделать
объявление по «радио» о потерявшемся ре-
бёнке. Диктору необходимо так описать кого-
либо из ребят, чтобы остальные слушатели
догадались, о ком идёт речь. Педагог даёт
примерный образец выполнения задания. За-
тем предлагает воспитанникам взять на себя
роль диктора.
После успешного выполнения задания дети
прикрепляют четвёртый лепесток к цветку
и на экране исчезает ещё один кирпичик.
В. Это последний лепесток. Он предлагает
нам немного порисовать.
Игровое упражнение «Заколдованный
сюрприз».
Цель: развитие творческого воображения,
умения дорисовывать изображение для соз-
дания нового объекта.
Ход упражнения: воспитатель раздаёт де-
тям листы с нарисованными линиями, частя-
ми геометрических фигур, предлагает сесть
за столы и дорисовать изображение так, что-
бы получился сюрприз для девочки или маль-
чика.
звучит музыка, ребята рисуют, выпол-
нив задание, прикрепляют пятый лепесток к
цветку, после чего на экране исчезает стена
между мальчиками и девочками.
В. Вот мы и собрали цветок Дружбы. Стена
разрушена, и жители сказочной страны снова
могут жить дружно и счастливо. Понравилось
вам путешествие? (Ответы детей.) Ребята,
давайте подарим наши сюрпризы друг дру-
гу и пожелаем мальчикам — быть смелыми и
отважными, а девочкам — добрыми и нежны-
ми.
Сейчас мы покажем, как дружно живём в
нашей группе.
Игровое упражнение «Дружба».
Педагог и дети становятся в круг.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
Берутся за руки и со словами «Мы вместе»
поднимают руки вверх.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лобынько, Л.В. Современные подходы к про-
цессу образования старших дошкольников /
Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ
Минфина, 2010.
2. Сидорчук, Т.А. Воображаем, размышляем,
творим…: пособие для педагогов, руководителей
учреждений, обеспечивающих получение дошк.
образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. — Мо-
зырь: Белый Ветер, 2006.
3. Солдатова, О.В. Развитие творческой ак-
тивности старших дошкольников: пособие для
педагогов учреждений дошк. образования /
О.В. Солдатова. — Мозырь: Белый Ветер, 2014.
4. Учебная программа дошкольного образова-
ния. — Минск: НИО, 2012.