Профилактика домашнего насилия

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Но иногда находиться рядом с близкими людьми бывает небезопасно. Насилие в семье является одной из наиболее распространенных проблем современного общества.

Насилие в семье – умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Виды насилия в семье.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощечинах и т.д.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, в лишении финансовой поддержки, полном контроле над доходами.

Супруг может проявить агрессию в отношении супруги и наоборот, родители – в отношении детей, а дети – в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сестрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, разногласия, но это не должно нести за собой тяжелых физических или психологических последствий для членов семьи.

 

Обидчики используют различные тактики, чтобы манипулировать вами и показывать свою власть:

  • Доминирование – агрессоры должны чувствовать себя ответственными за отношения. Они будут принимать решения за вас и других членов семьи, будут говорить вам, что делать, и ожидают от вас, что вы будете слушаться их беспрекословно. Ваш обидчик может относиться к вам как к прислуге, ребенку или даже как к своей собственности.
  • Унижение – обидчик будет делать все, что он или она может, чтобы заставить вас чувствовать себя несовершенными, униженными. В такой ситуации он/она рассчитывает, что, если вы считаете, что ничего не стоите и что никто не захочет с вами создавать другие отношения, у вас будет меньше шансов, чтобы принять для себя решение уйти. Оскорбления, брань, порицание и общественное унижение – оружие злоупотребления, направленные на то, чтобы подорвать вашу самооценку и заставить вас чувствовать себя беспомощными.
  • Изоляция – для того, чтобы повысить вашу зависимость от него или нее, агрессор будет пытаться отрезать вас от внешнего мира. Он или она могут запрещать вам видеться с семьей или друзьями или даже запрещать вам идти на работу или учебу. Возможно, вам придется спрашивать разрешения, чтобы сделать что-либо, сходить куда-либо или увидеться с кем-либо.
  • Угрозы – агрессоры обычно используют угрозы, чтобы вы не смогли уйти от него/нее, или пытаются напугать вас, чтобы вы не смогли пожаловаться на него/нее. Ваш обидчик может угрожать обидеть или убить вас, ваших детей, других членов семьи или даже домашних животных. Он или она также могут угрожать покончить жизнь самоубийством, выдвинуть ложные обвинения против вас или донести на вас в социальные службы по защите детей.
  • Запугивание – обидчик может использовать различные тактики запугивания, направленные на то, чтобы подчинить вас. Такая тактика включает угрожающие взгляды или жесты, погромы на ваших глазах, уничтожение собственности, причинение боли домашним животным. Это сигнал того, что если вы не подчинитесь, могут быть жестокие последствия.
  • Отрицание и вина – обидчики очень хорошо прибегают к извинениям, даже за то, что не может быть прощено. Они будут говорить, что их оскорбительное и агрессивное поведение – следствие плохого детства, плохого дня и даже могут обвинять вас в этом. Обидчик может минимизировать насилие или даже опровергать, что это произошло. Он или она будет пытаться переложить ответственность на вас: так или иначе, его или ее жестокое и оскорбительное поведение – это ваша вина.

Стоит ли молчать о проблемах, которые происходят в стенах вашего дома, ждать, когда что-то наладится? К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится. Принятие решения избавит вас от дальнейших страданий. Пострадавшим необходимо сообщить о фактах домашнего насилия специалистам и получить консультацию о дальнейших действиях. В критических ситуациях, когда агрессия проявляется в форме сексуального, физического либо психологического воздействия, звонок в милицию является действенным способом остановить насилие. Сотрудники правоохранительных органов действуют в рамках закона и делают все необходимое, чтобы помочь разрешить ситуацию. Для этого нужно набрать номер 102 и сообщить дежурному о происходящем: назвать вашу фамилию и имя, сказать, что конкретно произошло, и указать точный адрес. А также можно обратиться с просьбой о заселении в «кризисную» комнату по телефону 5-86-63 в рабочее время с 8.30 до 17.30, круглосуточно в РОВД по телефону 102.

Обращайтесь за помощью к специалистам на общенациональную бесплатную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия по номеру телефона 8 801 100 8 801 (работает ежедневно с 8:00 до 20:00).

Рядом люди, которые могут и хотят помочь! Позвонив в учреждение «Территориальный  центр социального обслуживания населения  Добрушского района»  по телефону 5 86 63 Вы можете получить психологическую помощь.

Наш адрес: г. Добруш, ул. Фрунзе, д.5, кабинет 5, отделение социальной адаптации и реабилитации.         

Мы готовы Вас выслушать, поддержать и помочь принять необходимое для Вас решение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА  - ВАША ОБЯЗАННОСТЬ»

  1.  Нельзя оставлять детей подолгу без присмотра. Следует приучать их не играть в малолюдных местах.
  2.  Надо объяснить ребенку, что нельзя от родителей иметь тайн, даже если он обещал кому-то хранить секрет. Многие извращенцы и насильники говорят: «Давайте сохраним это в тайне». Это может смутить ребенка, которому внушали, что нехорошо выдавать секреты.
  3.  Надо приучить ребенка никогда не вступать в разговор с незнакомцем, не нужно грубить ему, нужно сделать вид, что не слышишь и быстро отойти либо отбежать в сторону.
  4. Объясните детям, что вы разрешаете им нарушить установленные пра­вила и нормы поведения с целью самозащиты: столкнувшись с опасно­стью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду либо даже ударить нападающего.
  5.  Иногда дети вступают в драку с хулиганом, пытаясь отстоять свою иг­рушку, одежду и т.д. Они боятся, что дома их накажут за утрату этой вещи и в результате получают травмы. Родители должны объяснить де­тям, что главное - их безопасность, их здоровье и в подобной ситуации лучше пожертвовать вещью.
  6.  Если нападение состоялось, ребенок должен оказать сопротивление: по­звать на помощь, позвонить в чью-либо дверь. Почти во всех известных случаях после оказанного сопротивления преступники скрывались с места преступления. Они, как правило, трусливы.
  7.  Надо убедить детей в том, что они должны рассказывать взрослым о любом происшествии, случившемся с ними на улице. Очень часто щадя родительские чувства, дети не рассказывают о том, что их напугало. Надо внимательно слушать детские рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае ребенок может промол­чать даже тогда, когда случится что-нибудь серьезное.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ О НАСИЛИИ И КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОТКРОВЕНИЯ ДЕТЕЙ

Не ждите, что ваш ребенок сам начнет разговор на эту тему. Боль­шинство родителей верят в то, что если бы случилось что-нибудь такое ужасное, их дети пришли бы к ним. Не думайте, что дети, подвергшиеся сексуальному насилию, так и поступят. Причин, объясняющих такое пове­дение, много.

  1.  Многим угрожали, чтобы они молчали и хранили все в секрете.
  2.  Многие смущаются обсуждать сексуальные проблемы со своими роди­телями.
  3.  Многие думают, что это их вина и что их будут во всем обвинять.
  4.  Мальчики чувствуют себя виноватыми, что не смогли защититься. То, что они стали жертвами насилия, противоречит определению их соци­альной роли и ожиданиям мужественности.
  5.  Мальчики думают, что сексуальное насилие происходит только с ма­ленькими девочками.
  6.   Если мальчик подвергся сексуальному насилию со стороны мужчины, он часто думает, сам «напросился на это» или что он - гомосексуалист.
  7.  Дети более старшего возраста (девочки в пубертате), осознающие свое физическое развитие, чувствуют себя «ходячими сексуальными объек­тами», то есть если они носят лифчик, значит они сами «на это напро­сились».
  8.  Большинство детей считают, что им не поверят. В одном источнике указывается, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, преж­де чем один «ему поверит».
  9.  Ребенок не хочет «огорчать» взрослых. Эти дети - маленькие заботли­вые сторожи.

Если ребенок рассказал вам об этом, донесите до него следующие сообще­ния:

  • Я тебе верю.
  • Мне очень жаль, что это с тобой случилось.
  • Это не твоя вина.
  • Я рад, что ты мне об этом рассказал.
  • Я постараюсь сделать так, чтобы ты оказался в безопасности.
  • Ты не один. Сексуальное насилие происходит и с другими детьми.

ЛИЧНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ   И  ВАШ  РЕБЕНОК

Говорить со своим ребенком о сексе вообще непросто. Мы волнуем­ся, что можем сказать слишком много или слишком мало, начнем слишком рано или слишком поздно, беспокоимся о том, какие слова нам при этом использовать. И как будто этого недостаточно: теперь нам говорят, что мы еще должны разговаривать с ними о сексуальном насилии. Как нам это сделать? Когда мы должны это делать? И что нам говорить?

Чему мы можем научить нашего ребенка?

Для того чтобы дети могли защитить сами себя от насилия, должны присутствовать четыре элемента:

1) знание и способность определить, что такое сексуальное насилие;

2)  умение контролировать свое собственное тело при обмене физическими знаками привязанности;

3)  умение сказать кому-либо, чтобы он или она его (ее) не трогали;

4)  уверенность в том, что взрослый, если ему сказать о том, что случилось, поверит им и защитит их.

 

Расскажите вашему ребенку...

  1. Твое тело принадлежит только тебе. У тебя есть право на то, чтобы ты мог одеваться, мыться и спать один (в одиночестве).
  2. Люди трогают друг друга по разному. Большинство прикосновений приятны - это хорошие прикосновения. Некоторые прикосновения, вроде щекотания, могут тебя смутить, потому что вначале они как буд­то даже приятны, а потом, если их не прекратят, могут стать очень не­приятными, нехорошими. Некоторые прикосновения болезненны - они нехорошие. Если ты сомневаешься в каком-нибудь прикосновении, в том хорошее оно или плохое, спроси кого-нибудь, кому ты доверяешь.
  3. Если кто-нибудь потрогает тебя так, что тебе это не понравится, или попросит тебя потрогать его «плохим» способом, тебе не надо разгова­ривать и общаться с этим человеком.
  4. Мы разрешаем тебе сказать такому человеку: «Нет» или «Не трогай ме­ня так». У тебя есть право уйти от этого человека.
  5. Мы разрешаем тебе сказать о случившемся взрослому, которому можно доверять, - тут назовите нескольких взрослых, которым ваш ребенок может сказать.
  6. Объясните ребенку слова, которыми в словаре обозначаются интимные части тела, включая гениталии.
  7. Никакой взрослый не должен трогать твои интимные части тела, если только это не доктор, который делает это для твоего здоровья. Если взрослый потрогает тебя и скажет: «Это наш секрет», - мы хотим, чтобы ты все равно об этом рассказал (детям надо внушить, что они никогда ни при каких обстоятельствах не хранили такого рода секреты).
  8. Никакой взрослый не имеет права просить тебя трогать интимные части его шла.
  9. Ты не виноват, если взрослый потрогает интимные части твоего тела. Это взрослый должен был понимать, что так нельзя делать. Это вовсе не твоя вина.
  10. 10.Мы поверим тому, что ты нам скажешь. Мы тебя защитим.

Что еще мы должны сделать, чтобы защитить нашего ребен­ка?

  1. Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. Проверяйте приходящих нянь, сиделок, которых вы приглашаете, и с осторожностью относитесь к то­му, чтобы ребенок ночевал вне дома.
  2. Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.
  3. Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.
  4. Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.
  5. Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: «Мне больше не нравится этот учитель музыки» или «Я не хочу, чтобы дедушка при­езжал к нам в гости» могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?».
  6. Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в иг­ру типа «А что, если...?».
  • Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую ин­формацию по его личной безопасности, например, что он будет де­лать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.
  • Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения.
  • Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке.
  • Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, ко­торых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, при­ходящая няня, а затем - к тем, кого ребенок любит.
  • Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то при­гласил тебя покататься и засунул руку к тебе в штанишки?».
  • Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.
  • Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не го­ворить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно.
  1. Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще - пока кто-нибудь не примет меры.
  2. Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства - испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, - успокойте его, сказав, что вы защитите его от по­вторения насилия. Пусть ваш ребенок знает, что вы предпримите шаги к тому, чтобы остановить насилие, и объясните ему, что вы собираетесь сделать. Специалисты могут помочь вам провести ребенка через этот процесс. Если вашего ребенка опрашивает социальный работник или милиция, сделайте так, чтобы при этом присутствовал кто-нибудь из близких ребенку людей.
  3. Если вы подозреваете, что ваш ребенок или какой-либо другой ребенок стал жертвой насилия, по закону вы должны сразу сообщить об этом в милицию или в службу защиты ребенка.

 

Последствия жестокого обращения с детьми

 Семейное насилие, к сожалению, становиться довольно распространённым явлением не только в нашей стране, но и во всём мире.

Насилие в семье – это реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Семья занимает важное место в формировании личности ребёнка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребёнку в семье и в первую очередь – отсутствие материнской любви. Так, например, отсутствие у женщины любви к ребёнку, когда он ещё находится в материнской утробе (нежеланная беременность), во многом отражается уже на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще  по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Каковы же специфические последствия проявляемой по отношению к детям жестокости? Сексуальное и физическое насилие имеет длительные последствия для эмоционального благополучия ребёнка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторения подобного к себе отношения рождает в нём недоверие к окружающим. Дети, познавшие человеческую недоброжелательность и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своём поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе, по сравнению с детьми выросшими в нормальной обстановке. В юности и повзрослев те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлечёнными в преступную деятельность.

Подвергшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети выросшие в нормальной обстановке. Американские исследователи после проведения пятилетнего исследования, когда осуществляли отбор подвергшихся жестокому физическому обращению пятилетних детей, обнаружили, что такие дети испытывали больше трудностей со сверстниками, чем дети, воспитывавшиеся в семьях с благоприятной психологической обстановкой. Они были менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а их проблемы в отношениях с другими детьми увеличивались с каждым годом на протяжении всех пяти лет наблюдения за ними. По данным другого исследования, мальчики, с которыми жестоко обращались, более негативно реагировали на проявления гнева и раздражения в отношениях между матерью и другими взрослыми. Исследователи полагают, что длительные семейные конфликты со словесными и физическими оскорблениями могут оказать кумулятивное воздействие на отношение детей к гневу, даже если этот гнев не направлен непосредственно на них.

Дети, с которыми обращались жестоко, попадают в неблагоприятную среду и выпадают из нормального процесса социализации, в то время как ребята с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей избегают такой ситуации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, нередко им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание. И всё это – глубокие, долговременные последствия жестокого обращения с детьми.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческой жизни. Патогенное влияние различных видов насилия на личность и психику ребёнка не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребёнком, с учётом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по -  разному. Наиболее общими симптомами в зависимости от возраста являются:

  • для детей до 3-х лет: фобии, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми;
  • для детей дошкольного возраста: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются отстранённость, агрессия;
  • для детей младшего школьного возраста: сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстранённость от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость, либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
  • для детей 9 – 13 лет: то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13 – 18 лет: отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (алкоголем, наркотиками и т.д.), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнёром.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим  на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье. Насилие порождает насилие. Индивиды, живущие в ситуации насилия и являющиеся пострадавшей стороной, могут испытывать следующие чувства: ужас, сверхбдительность, смятение, чувство беспомощности, безнадёжности или бессилия, беспокойство о своей безопасности, чувства вины и подавленности. Им часто сняться кошмары, они теряют уверенность в себе, им свойственны навязчивые воспоминания, приступы необъяснимой тревоги, депрессия, фобии, печаль, мысли о самоубийстве, самообвинения, отказ от участия в жизни семьи и решении её проблем, алкогольная или наркотическая зависимость, желание возмездия.

Независимо от того, какой характер носят отношения с окружающими, дети учатся взаимодействовать со сложным социальным миром как внутри семьи, так и за её пределами. Поэтому так важно своевременно заметить, что ребёнок оказался заложником конфликта взрослых и по этой причине испытывает дискомфорт, вызванный давлением с их стороны, и оказать ему столь необходимую помощь и поддержку, чтобы минимизировать те негативные последствия, которые связаны с семейным насилием.

Что такое бытовая  преступность?
   Бытовая преступность
 - это преступления, совершенные самыми близкими для каждого из нас людьми: отцом, матерью, сестрой, братом, соседями. Другими словами, к правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.
   Социологический опрос граждан, совершивших правонарушения в сфере быта, показывает, что, как правило, после семейно-бытового конфликта супруги, сожители или хорошознакомые люди стараются обвинить друг друга в происшедшем.
   Как правило, правонарушения данного вида совершают:

- лица, ведущие антиобщественный образ жизни, в прошлом судимые за умышленные преступления, но не вставшие на путь исправления. Это обычно алкоголики, бытовые пьяницы, постоянно нарушающие общественный порядок (совершающие хулиганские действия), занимающиеся истязаниями, издевающиеся над членами семьи, родственниками, соседями; преступления в быту – это проявление их общей антиобщественной позиции;

- лица, ранее в целом характеризовавшиеся положительно, совершают преступления в сложных конфликтных ситуациях в ответ на неправильное, часто даже противоправное поведение потерпевших (угрозы, насилие, издевательства и т.д.). Преступления они совершают во многом случайно, часто в нетрезвом состоянии или под влиянием ситуации, других участников.

К числу наиболее важных криминогенных условий следует отнести пьянство, поскольку употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, чувства мести, ревности.
   В состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое преступление, в том числе порядка 80% убийств и тяжких телесных повреждений, около 70% «бытовых» преступлений.
   Семейно-бытовые отношения скрыты от посторонних глаз. Когда постоянные скандалы в семье выливаются в трагедию, то только тогда они и становятся достоянием гласности и заканчиваются наказанием. Нередко же семейным дебоширам удается благодаря  попустительству   пострадавших членов семьи, равнодушию соседей  уклоняться от ответственности. Именно поэтому одной из главных задач милиции в борьбе с бытовой преступностью является  воспитание активной жизненной позиции  граждан и нетерпимости к малейшим проявлениям домашнего насилия.
   В сфере быта, как правило, совершается каждое третье убийство и тяжкое телесное повреждение. При совершении бытовых преступлений возрастает немотивированная жестокость, зачастую поведение преступников не поддается здравой логике и рассудку.
   И в этом смысле бытовая преступность представляет собой особую социальную опасность, вызывает необходимость постоянного совершенствования работы по ее профилактике.
   Административные правонарушения, такие как мелкое хулиганство и причинение легких телесных повреждений в своей совокупности были и остаются самым массовым видом административных правонарушений, о чем свидетельствует тот факт, что их удельный вес составляет ежегодно более 6 % от общего числа административных правонарушений. Из этого следует, что административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений на сегодняшний день превратились в одно из самых распространенных негативных социальных явлений.

2.Кто наиболее подвержен указанным посягательствам?
   Любой человек может быть подвергнут насилию, но чаще всего от него страдают женщины и дети. Однако в ряде случаев и они, доведённые до отчаяния пьянством, побоями супруга (отца), могут причинить телесные повреждения своему обидчику, иногда с летальным исходом.
   Так, четвёртую часть  жертв бытовых преступлений составляют мужчины.
   При этом насилие проявляется в семьях любого социально-экономического уровня, не зависимо от уровня образования и окружающего сообщества.
   Проблема домашнего насилия существует не только в Республике Беларусь. По оценке ООН, каждая третья женщина в мире перенесла побои. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что от 15% до 71% представительниц слабого пола сообщали о совершении физического насилия над ними со стороны мужа или партнера. Именно поэтому мировое сообщество не оставляет без внимания эту проблему.

3. Как не стать жертвой бытовой преступности?
   Многие жертвы семейных дебоширов чувствуют себя зависимыми от них. Из-за постоянных побоев и унижений они сломлены, поэтому часто смиряются со своей участью и терпят мучения всю жизнь. Это происходит по разным причинам: кто-то боится огласки, изменения социального положения или осуждения, а кто-то - нестабильности в жизни (в случае ухода: зачастую именно отсутствие жилья или средств к существованию вынуждает жертв терпеть насилие на протяжении долгих лет). Именно этим и пользуются домашние агрессоры. Для них страх жертвы - это главный рычаг управления ею. 
   Все их ухищрения действуют до тех пор, пока жертва сама не решится разорвать этот замкнутый круг. Нужно иметь немалую силу воли, чтобы суметь раз и навсегда покончить со своими мучениями. 
 

4. Какие меры принимаются милицией в целях профилактики бытовой преступности?
   Профилактика насилия в семье, борьба с пьянством, незаконным оборотом алкогольной продукции, выявление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками является одним из приоритетных направлений служебной деятельности органов внутренних дел.

   Выявление и пресечение  бытовых преступлений являются одной из форм профилактики и предупреждения более тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, особенно совершаемых в сфере бытовых отношений. Однако, проводить профилактику в отсутствии желания самих потерпевших – дело не легкое. Ведь в примирении семейных скандалов существуют определенные мотивы – совместные малолетние дети, финансовое положение, как правило, уплата штрафа  опять же «бьет» по семейному бюджету и т. п. И жаль, что не многие понимают всю важность ответственности за так называемые «небольшие преступления». Безнаказанность приводит к повышению самооценки обидчика и вседозволенности его противоправных действий, что в свою очередь может привести к непоправимым последствиям.

   Органы внутренних дел продолжают наращивать усилия в противодействии семейно-бытовой преступности. Используются предоставленные законодательством возможности, активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления, взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни, проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав, установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

   И это далеко не весь перечень мероприятий, который проводится с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

   К примеру, профилактическая работа с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений начинается с момента, когда действия таких лиц в быту или в семье квалифицируются как антиобщественные поступки или правонарушения.

   Указанные лица ставятся на профилактический учёт в органе внутренних дел по месту жительства, осуществляется контроль за их поведением, своевременно принимаются меры общей и индивидуальной профилактики.